Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автомобиль, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель служит экспертиза ДТП, которую в различных условиях именуют то дорожной, то дорожно-транспортной, то автодорожной.

Интересно то, что ни одно из вышеизложенных наименований дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и точным названием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела свое название более семи лет тому назад, подавляющее большинство практикующих судей, юристов, адвокатов, следователей продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс исследования, не уточняя вида экспертизы.

В результате столь абстрактного и общего определения данного исследования, в нашей практике зачастую складываются ситуации, когда в адрес экспертного учреждения, где присутствуют «автоэксперты» (эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба, оценщики автомобилей), поступают материалы уголовного дела, где необходимы познания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожной разметки, дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий).

В этих случаях возникает нехорошая ситуация, в результате которой материалы возвращаются в судебные или следственные инстанции без исполнения, из-за чего установленные сроки не выдерживаются в следствии элементарной безграмотности указанных выше участников процесса.

Основные задачи и цели судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин, состояние дорожного покрытия проезжей части;

• состояние дороги в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• экспертиза значений коэффициентов и параметров, характеризующих движение автомобиля и прочих объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспорта и прочих участников по покрытию автомобильной дороги;

Установление факторов, непосредственно связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, которые могли способствовать возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков, неправильное расположение дорожных знаков, неверная разметка дороги и другие негативные условия дорожной ситуации.

При назначении автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставить все материалы административного, гражданского, уголовного дела, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу необходимо знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо глубокое изучение имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.